В разные времена лошадей обучали по-разному. Вот некоторые сведения о том, как и чему, обучали лошадей хетты и греки, а также чему обучали боевых скакунов римляне и чему учили лошадей в средние века.


Самые ранние письменные сведения об уходе за лошадьми и их дрессировке оставил Киккули - конюший хеттского царя, примерно в 1400 году до Р. Х. Дошедшие до нас тексты, написанные хеттскими письменами и вавилонской клинописью на глиняных табличках, содержали подробные указания о том, как следует приручать лошадей, ухаживать за ними и запрягать в колесницы. Видимо, многие из этих сведений были заимствованы хеттами у индейцев, о чем свидетельствуют некоторые специальные термины и цифровые данные в составленном Киккули трактате о коневодстве. В трактате собран опыт обращения с лошадьми, накопленный человечеством на протяжении многих столетий.

Киккули, как и многие современные специалисты, рекомендует уже в годовалом возрасте отбивать жеребят уже в годовалом возрасте от вольных табунов, чтобы они под наблюдением человека постепенно привыкали к нелегким лошадиным будням. Он точно указывает, сколько сена, свежей травы, соли и зерна должен ежедневно получать жеребенок, как следует по мере взросления молодняка увеличивать этот рацион, какие расстояния должен ежедневно преодолевать жеребенок, сначала шагом, потом рысью. Скакать галопом на лошади можно лишь после того, как она достаточно окрепнет.

Киккули пишет и о том, что лошадь необходимо водить к реке, поить ее там и купать. «Затем пусть она поваляется по песку, а после того, как обсохнет, обязательно почистить ей шкуру скребницей». Когда жеребенок достаточно окреп и хорошо обучен, его подвергают суровому испытанию: после двухсуточной выдержки без воды и пищи заставляют тащить тяжелую колесницу по труднопроходимой каменистой дороге. И только тот, который успешно выдерживает этот экзамен, может попасть в царские конюшни.

Греческий писатель и начальник всадников Ксенофонт наряду с историческими и философскими сочинениями оставил нам и книгу «О конном искусстве». Он прекрасно разбирался в достоинствах и недостатках лошадей и считал, что по своей природе они трусливы. В случае опасности это животное инстинктивно помышляет о бегстве, а не о сопротивлении, заявлял Ксенофонт. Поэтому, писал он, лошадей необходимо тщательно воспитывать и обучать, чтобы они могли преодолеть этот недостаток. Хотя обучаются они медленно, но зато однажды усвоенное уже никогда не забывают. Особенно важным греческий писатель считал мягкое и дружелюбное отношение хозяина к своему коню. «Нельзя ждать от танцора, что он выполнит высокие прыжки, если подгонять его бичом», - утверждал Ксенофонт. Мужество и отвагу молодой лошади можно привить, с первых месяцев жизни приучая ее не боятся уличного шума, криков толпы, огня, звона клинков и трепещущих на ветру пестрых флажков, если она ощущает ласковое и дружеское отношение к себе хозяина.

Как и греки, римляне обычно поручали воспитание молодых лошадей опытному наставнику. Когда трехлетки, которых начинали объезжать именно с этого возраста, слушались всадника и спокойно шли любым аллюром, можно было приступать к обучению их несложным фигурам, таким, как серпантин, вольты, вертушки. С конями, предназначенными для воинской службы , а также для парадов и цирков обращались строже. Чтобы выработать благородную осанку, их взнуздывали строгими удилами и пользовались для понукания острыми шпорами. Греки, как и римляне, высоко ценили тех лошадей, которые, принимая участие в битвах, готовы были кусать и лягать врагов. Буцефал, конь Александра Македонского, как утверждают легенды, ощутимо помогал своему всаднику в сражениях.

Также и в средние века конница играла важную роль. Однако искусство верховой езды было тогда еще не особенно развито. В большинстве случаев рыцари силой заставляли своих коней делать то, что от них требовалось: они взнуздывали их рвущими губы железными трензелями, кололи бока длинными острыми шпорами. Ездили рыцари в основном шагом, в бой устремлялись галопом. Позднее когда снаряжение всадника и лошади становилось все тяжелее и все сильнее сковывали движения, об искусстве верховой езды нечего было и мечтать: везет, и, слава Богу!

Закованный в латы, весившими около 60 килограмм, рыцарь лишался возможности передвигаться, если не сидел верхом на лошади. А соответственно с этим ему нужен был не резвый и горячий скакун, а могучий и спокойный, чтобы выдержать вес всадника в полном снаряжении, и достаточно быстрый, чтобы мог преследовать противника галопом. Боевые кони рыцарей были по преимуществу тяжеловозами, облагороженными примесью кровей чистопородных жеребцов, а то и чистокровных арабов. Рыцарских коней можно сравнить с грациозными липпицанами, которые унаследовали свою стать от андалузской породы, высоко ценившийся в средние века.

Хорошо вышколенный боевой конь не только нес своего господина, но и помогал ему в бою. Если рыцаря окружала вражеская пехота, конь вздымался на дыбы, и всадник получал возможность разить мечом нападавших с обеих сторон. Эта фигура называлась «левада». Если конь, стоя на задних ногах, совершал три – четыре прыжка вперед, то ему часто удавалось разорвать кольцо нападающих. Эти прыжки назывались «курбетами». Когда всадник с помощью коня вырывался из окружения, то заставлял коня совершить высокий прыжок, причем конь сильно бил копытами, находясь еще в воздухе. Эта фигура называлась «каприола». Под конем возникало свободное пространство, так как пешие враги стремились убраться подальше от опасных ударов. После каприолы конь, приземлившись, молниеносно совершал пируэт и, устремляясь в образовавшуюся брешь, атаковал противника. Каприолу применили и против вражеских всадников. Мощные удары копытами были для всех. Такие действия тяжелых коней кажутся нам сегодня невероятными. Однако и ныне можно увидеть, как эти фигуры выполняют лошади липпицанской породы, воспитанные в стиле Испанской школы верховой езды в Вене.

Перемены начались лишь в начале XVII века, когда француз Антуан де Плювинель основал в Париже Академию верховой езды для юных аристократов. Он был невысокого мнения о пользе шпор и строгой узды с удилами, гораздо больше он полагался на терпение и доброту всадника. В 1623 году, он составил для короля трактат об искусстве верховой езды, где в форме диалога с монархом изложил свои взгляды на обучение лошадей. Его труд и поныне – основа работы высшей школы верховой езды, им руководствуются и тренеры Испанской школы в Вене.

Эта школа была основана при австрийском императорском дворе еще в 1572 году. С тех пор ее ученики тренируются исключительно на лошадях местной породы – сивых жеребцах липпицанах, потомках испанской породы. Тут и сегодня можно видеть великолепные образцы классической верховой езды в манеже Хофбурга (бывшего императорского дворца), построенного по указанию императора Карла VI в 1729 году зодчим Фишером фон Эрлахом. Конечно, представления, происходящие здесь ныне, не столь пышны, как во времена империи, когда в гривы ослепительно белых коней вплетали золотые нити, а уздечки, налобники и другие детали убранства сияли позолотой и жемчугом. Однако и до сих пор упряжь лошадей весьма нарядна.

Нефедова Маша