Брабансон - один из наиболее влиятельных и известных европейских тяжеловозов. В средние века он был известен под именем фландерской лошади и играл значительную роль в выведении таких холоднокровных пород, как клейдесдаль, шайр и суффольк. Предположительно, служил также для увеличения роста ирландского тяжеловоза. Главная область его разведения располагалась в бельгийской провинции Брабант(откуда и название), но порода была распространена и во Фландрии, области между Антверпеном, Лимбургом и Намюром и простирающейся до Люксембурга.
Брабансон - старинная порода, и подобно ещё более старинной породе, ардену, может быть потомком примитивной лесной лошади, одной из четырёх европейских диких коней. Арден(и, возможно, брабансон) хорошо был известен ещё древним римлянам, Юлий Цезарь упоминал о них в своём произведении "Commenterii de Bello Gallico".
Бельгия, как и любая другая страна на европейском континенте, терпела взрывы войн, часто выходившие за её пределы, благодаря чему в страну поступало множество лошадей иного происхождения. На основе местных и иноземных лошадей, бельгийские селекционеры вывели верховую лошадь лесного типа, не уступавшую по рабочим качествам тяжёлым лошадям, составлявшим 90% конского поголовья страны. Не приветствовалось прилитие чужой крови, проводился тщательный отбор, и, где было нужно - инбридинг, чтобы сохранить замечательные достоинства разводимых животных. Постепенно эта бельгийская лошадь стала называться по имени одной из провинций страны, брабансон, иногда её называют бельгийский тяжеловоз.
Около 1870г. возникли три главные линии брабансонов, отличающиеся друг от друга как происхождением, так и экстерьером. Предком первой из этих трёх линий был Оранж 1; могучие гнедые лошади принадлежали к линии Грос де ла Дендре. Жеребец Байярд был основателем линии Грис дю Хайнау, где встречались серые, буланые, рыжие или чалые лошади. Последние являются напоминанием о старинном "примитивном" предке породы. Третью линию основал гнедой Жан 1, лошади этого происхождения славятся необычайной силой и крепостью ног.
Спрос на бельгийских тяжеловозов чрезвычайно возрос в конце 19 века, после успехов их на международных состязаниях. Жеребец Бриллиант, сын Оранжа 1, победил на международном чемпионате в Париже в 1878г., а также отличился в последующие годы в Лондоне, Лилле и Ганновере. В 1900г. его внук, Реве Д"Орм стал чемпионом мира, а после него Авенир Д"Херсе - суперчемпионом.
Сегодня эту породу разводят также в США, где у неё много поклонников.
Брабансон - могучий, сильный, высота в холке около 168-173 см. Голова в сравнении с другими породами тяжеловозов небольшая, аккуратная. У него короткая спина и компактный корпус. Плечи широкие, шея средней длины. Ноги обычно очень сильные, оброслость довольно слабая. Здоровые крепкие ноги - одно из главных достоинств у всех брабансонов. Ход широкий, энергичный, шаг просторный. Брабансон также известен своим спокойным темпераментом.
Интересные факты о породе: один из самых тяжёлых лошадей в мире - гнедо-чалый жеребец породы брабансон по кличке Бруклин Сюприм. Его вес составлял 1440кг, а высота в холке - 198 см. Он был родом из Огдена, Айова. Эта порода также может похвастать тем, что её представители - в числе самых дорогих тяжеловозов мира. Так, тоже в Айове, в начале 20 века, семилетний брабансон по кличке Силач был куплен с аукциона за 47500 долларов.