Русское коневодство
Князь С. П. Урусов - "Книга о лошади"
Русское коневодство должно быть подразделено на три совершенно самостоятельных типа, в равной мере угнетаемые неблагоприятными экономическими условиями, но требующее совершенно различных мер для своего процветания. Так, коневодство массовое, преимущественно крестьянское, не составляющее отдельной отрасли хозяйства, а только неизбежную его принадлежность; коневодство патриархальное, табунное, сохранившееся у кочевников и вымирающее, как всякая патриархальная форма и наконец коннозаводство культурное, достояние крупного землевладения, являющееся отдельной отраслью сельскохозяйственного промысла.
Богатство Российской Империи лошадьми весьма значительно; по исчислению Вашингтонского департамента земледелия общее количество лошадей на земном шаре определяется в 60.455.044 головы; из этого числа находится в России 30.339.188, иначе говоря, больше половины. Этого уже достаточно, чтобы понять, почему отечество наше должно бы было стоять во главе мирового конеразведения.
К сожалению, однако несмотря на огромное количество конского поголовья, наше коневодство находится в весьма плохом состоянии и лошадей благородных у нас немного. Из официальных данных военно-конских переписей усматривается, что 86% общего числа конского населения Империи принадлежит крестьянам и только 14% всем остальным сословиям, причем заводских лошадей насчитывается менее 200 тысяч голов! Этого факта уже достаточно, чтобы признать наше коневодство по преимуществу крестьянским.
В стране земледельческой, какова без сомнения Россия, вопрос коневодства, как отрасли народного хозяйства, есть один из наиболее серьезных. Коневыми средствами страны обеспечивается успех земледелия, лошадью обусловливается благосостояние земледельца, между тем наше массовое, крестьянское коневодство находится в самом жалком состоянии. Малорослая, слабосильная, беднокостная лошаденка крестьянина-пахаря представляет собою как бы тип выражающегося животного, не соответствующего требованиям сколько-нибудь интенсивного хозяйства. Число безлошадных дворов, лишенных возможности нести труд земледельца, систематично возрастает, ежегодный же прирост имеет некоторую тенденцию к понижению, и таким образом коневодство крестьянское - двояко неудовлетворительно, оно падает не только качественно, но и количественно.
Система самых пестрых скрещиваний с иностранными породами, к тому же огульно на всей площади необъятной России сделала свое дело: все наши туземные породы, составлявшие еще недавно гордость и богатство страны, потонули в море пестрых метисов, неконстантных и потому неспособных передавать свои качества потомству. Так погибли битюги, обвинки вятки, погибают жмудки, клепера и целые плеяды степных разновидностей и наконец гордость национального коневодства орловский рысак.
Верховое коневодство находится в полном упадке и не даром ремонтный вопрос так озабочивает Правительство. При 30 милл. конском населении России затруднительно собрать под седло кавалерии десятки тысяч лошадей! Не процветает у нас и рысистое коневодство, стесненное узкими рамками экспериментальной системы, пагубной метизации, благодаря которой рысаку не дают вылиться в самостоятельную породу.
Причины такого положения отечественного коневодства многочисленны и стали вырисовываться после освобождения крестьян; между ними видное место принадлежит отсутствию определенного плана в мероприятиях по улучшению коневодства страны. А потому все сделанное до сих пор в этом направлении не принесло большой пользы, все меры и начинания отличались неустойчивостью, теоретичностью, и на практике, в применениях к нашему строю сельского быта, оказались несостоятельными.
Улучшение массы казенными жеребцами, даже и при самом целесообразном их использовании,- мера до крайности медленная и трудно достижимая. Достаточно сказать, что в западной Европе число казенных производителей значительно превышает наше; так во Франции напр, на три миллиона общего числа лошадей в стране около 4 тысяч казенных жеребцов, а у нас на 221/2 мил. лошадей (в Европейской России), по сведениям истекшего года, Государственное Коннозаводство содержало для общественной случки в 42 заводских конюшнях (в 517 уездах 76 губерний на 3129 случных пунктах) 5390 жеребцов, из числа которых чистокровных всего 408, верховых вообще 2087 или более 58%, рысистых 1029 (почти 29%) и рабочих 1764 или более 49%. Но, несмотря на малое количество жеребцов, надо заметить, что большая часть из них метисы самого разнообразного происхождения, мало пригодные для улучшения местной лошади. Напр, из 1764 жер. холодной крови определенных пород только около 5%.
Перенесенная к нам целиком с запада система воздействия на коневодство состоит в огульном улучшении путем скрещивания, но то, что целесообразно на сравнительно небольшой территории того или другого западно-европейского государства, где население культурно, хозяйство интенсивно, условия однородны и где не имеется своих туземных пород различных назначений, то не всегда будет уместно у нас, при громадности наших пространств экстенсивности хозяйства, хроническом недостатке в кормовых средствах и необыкновенном разнообразии условий.
Пример Западной Европы и ссылки на иностранный государства, столь излюбленные у нас, в достаточной мере бездоказательны и слабы. Россия прежде всего страна земледельческая, главнейшее наше коневодство крестьянское, конское население достигает 30 мил. голов и имеются свои разнообразный туземные породы, созданный разумом веков. В таких условиях не находится ни одно из западно-европейских государства Поднять наше массовое коневодство путем скрещиваний задача невыполнимая, во 1-х для покрытия около 5 мил. кобыл, ежегодно поступающих в случку, потребовалось бы до 125 тысяч жеребцов культурных пород, что ни для какого государства непосильно, во 2-х скрещивание, как самостоятельный заводский метод требует гораздо большего, чем может дать наш средний коневладелец и наконец, составь кобыл должен быть подходящим для скрещивания, так как теперь пора оставить устарелую доктрину Аристотеля, жившего за 4 века до Р. X., что самец есть представитель прогресса в животном царстве.
В настоящее время следует считать доказанным, что кобыла в образовании плода имеет с жеребцом равнозначащее значение.
Очевидно, что дело улучшения массового коневодства должно покоиться на совершенно других основаниях, чем улучшения культурного коневодства.
Таким образом, очевидно, что при настоящем положении вещей, одно Главное Управление бессильно оказать желаемое воздействие на массу, без участия частного коннозаводства, а это последнее, по преимуществу рысистое, с 12-тью тысячами малоконстантных жеребцов, тоже никакой существенной пользы принести не в состоянии и всю ответственность за массовое коневодство такой земледельческой страны, какова Россия, несут на себе беспородные, недоразвившиеся крестьянские жеребчики нередко в возрасте 2-х лет.
Казенных заводов у нас всего шесть: Хреновский в Воронежской губернии (Бобровского уезда), разводящей рысаков и лошадей тяжелых рабочих пород; Стрелецкий в Харьковской губернии (Старобельского уезда), когда-то славный своей восточной лошадью; Лимаревский, где содержатся орлово-ростопчинские лошади и Новоалександровский, производящий полукровных. Деркульский завод разводит чистокровную английскую лошадь, которая, по примеру Германии, скачет от имени казны, и наконец шестой казенный завод Яновский, находится в Привислинском крае (Седлецкой губ., Константиновского уезда), разводит немного чистокровных и главным образом полукровных лошадей.
Цель этих заводов, производить жеребцов для укомплектования случных конюшен, не достигается, так как большая часть таковых приобретается путем покупки и разумеется, было бы правильнее, если бы они взяли на себя только дорого стоящее производство высоко породных производителей, для снабжения ими на льготных началах частных коннозаводчиков, а эти последние, получив сбыт на своих жеребцов, поставляли бы их в случные депо и под седло кавалерии.
Переходя к частному коннозаводству на площади громадного района 47 губернии Европейской России, увидим, что всех заводов у нас насчитывается до 2307, на которых содержится 45.833 заводские матки. По богатству заводского материала, как это усматривается из статистической работы г. Дубенского, первое место занимает Воронежская губ., где на 243 заводах содержится 4126 кобыл; далее идет Тамбовская губ. с 187 заводами и 3467 матками; Полтавская 163 завода и 3696 кобыл, Херсонская, Курская, Самарская, Орловская, Саратовская и др.
Рысистый сорт решительно преобладает, составляя львиную долю нашего культурного конеразведения. Верховое коннозаводство, значительно сократившееся в последнее время, преобладает только в губерниях Полтавской, Подольской, Уфимской, Херсонской и Киевской. Рабочий же сорт, как это ни странно для страны земледельческой, находится в полном упадке, так например, в Полтавской губернии числится 761 кобыла, в Самарской 474, Таврической 429 и т. д.
Из числа наиболее известных у нас заводов рысистого сорта назовем: заводь Его Императорского Высочества Великого Князя Дмитрия Константиновича (завод этот должен быть поставлен во главе, так как выдается своим прекрасным воспитанием и всей постановкой дела), завод гр. И. И. Воронцова-Дашкова, покойного С. Н. Коншина, Н. М. Коноплина, наел, кн. Л. Д. Вяземского, гр. Г. И. Рибопьера, Д. Д. Сонцова, кн. Орловых (Пады), Л. В. и К. В. Молоствовых, Д. А. Расторгуева, А. А. Стаховича, Н. В. Телегина, наел. М. Н. Теренина, Г. М. Петрово-Соло-вово, И. К. Дарагана, А. Н. Воейкова, Н. И. Терещенко, герцога Г. М. Лейхтенбергского, Г. Г. Елисеева, Я- И. Бутовича, Гр. А. Ф. Толстой, А. и В. 0. Шереметевых и мн. другие.
Из заводов, разводящих чистокровную английскую лошадь, наиболее известны: кн. С. В. и С. Е. Любомирских, графини М. Красинской, наел. Л. Ф. Грабовского, М. И. Лазарева, И. И. Решке, бр. Иловайских и др. Из верховых: Вел. Кн. Дмитрия Константиновича, г-жи Шауфус, гр. Браницкой, наел. И. 0. Офросимова, Е. М. Трифоновской, А. М. Подлиновой. Следует еще упомянуть о случном пункте в Харькове, где стоял, принадлежащий скаковым Обществам, знаменитый "Гальтимор" и "Шаддок", а теперь стоят: "Чирс" и "Сольпитр". Первый дал "Тезея", русского дербиста 1910 г., лошадь хотя и случайную, но все же классную, а второй дал лучшего двухлетка 1911 г.-"Сеула" М. И. Лазарева.
Число ипподромов, как рысистых, так и скаковых, благодаря тотализатору, растет у нас довольно быстро и достаточно взглянуть в иппические календари, чтобы оценить ту заслугу, которую принес тотализатор делу культурного коннозаводства в России. К началу текущего года, в России значилось 44 Общества поощрения коневодства, 40 рысистых и 36 скаковых, итого 120 Обществ.
Публика наша живо интересуется конским спортом, но к сожалению, у нас ощущается большой недостаток в сведущих людях в сфере спорта и потому нам поневоле приходится только копировать запад, создать же что-либо самобытное, более свойственное нашим местным, климатическим и почвенным условиям, мы пока не можем. Пора нам все дела спорта изъять из министерских канцелярий, для которых они являются обузой, создав наш русский жокей-клуб, тогда выработались бы у нас и люди и дело приняло бы другой оборот.