Глупо у нас как-то все в стране происходит! Кто-то голодает, а кто-то в масле катается. Во что-то вкладываются миллионы, а на что-то просто забивают Конечно, можно предположить, что вкладывать деньги в спорт крайне невыгодно (футбол, не в счет!).
Фото автора
А вот конный спорт потихонечку вымирает. В Донецкой области лишь одна конно-спортивная база «Локомотив», что на границе Донецка и Макеевки, да и та на государственном финансировании. Все остальные конюшни – это частные владения, где занятия стоят серьезных денег, правда и условия приближены к европейским. Макеевская база о таких условиях и не мечтает – ей бы выжить!
ЛОШАДИ ЖДУТ МОЛЧА
Захожу в конюшню. Как по мне – так в ней темновато. Дневной свет попадает через узкие окошки в стойла, мало освещая проход между ними. В нос ударяет резкий запах сена. Тут же охватывает странное ощущение, что за каждым моим движением кто-то следит. Ну точно следят несколько десятков пар глаз – умных, глубоких и под час тоскливых. Лошади молча ожидают своих наездников. Они и слыхом не слыхивали о нехватке финансирования, о низких зарплатах тренеров «Хотя знаете, им ведь тоже не хватает, - с сочувствием говорит одна из юных учениц «Локомотива». – Когда приносишь им сахарок или яблоки, они с жадностью все съедают и еще выпрашивают, как дети. Не хватает им вкусненького».
Еще поражает на базе заунынье - давно не ремонтировавшиеся здания, покосившиеся барьеры на тренировочном поле. Из разговора с Константином Кирпулянским, курирующем вопросы конного спорта в Управлении по вопросам физической культуры и спорта, кстати, на общественных началах, становится очевидным, что проблемы этого вида спорта в Донецкой области напрямую связаны с государственным финансированием. Вернее, недофинансированием.
«Раньше, в союзные времена, действовал закон, где было направление «Спортлото», из которого выделялись средства на развитие конного спорта. Сейчас такого нет. Вот и денег не хватает. В 1990 году вообще была ситуация, когда нас хотели выбросить на улицу. А где-то в 1992 году был приказ министерства, согласно которому на содержание спортивных школ стали выделять деньги. Чуть позже нас полностью перебросили на государственное финансирование. А несколько лет назад была ситуация, когда элементарно не хватало еды для лошадей – никак не могли определиться, с какого бюджета нас финансировать. Животное, конечно, стоит и молчит, но ведь его надо кормить для того, чтобы оно работало и выступало!», - рассказывает Кирпулянский. По его словам, сейчас активно рассматривается вопрос о передаче конно-спортивной школы в областную коммунальную собственность. Это будет первый шаг из кризиса.
Вторым могло бы быть решение административных вопросов. В нашем регионе до сих пор нет областной федерации конного спорта. Причина банальна до невозможности: некому было возглавить. Кирпулянский надеется, что вскоре и эта проблема будет решена. Потому что как же без федерации?!
ВОТ-ВОТ РУХНЕТ
На все перемены необходимо время, а вложения в конный спорт требуются уже сегодня. Чтобы удостовериться в этом, «МК в Донбассе» пообщался с тренером конно-спортивной базы «Локомотив» Татьяной Федирко.
-Татьяна, неужели у нас в области все так плохо с конным спортом?! Насколько он убыточен?
- Ну, об убытке говорить не буду, но скажу одно – база находится на государственном финансировании и выживает только благодаря энтузиазму детей, обучающихся здесь верховой езде, тренеров и посторонних людей, которые просто любят лошадей.
-А на что не хватает денег?
-Да на все. У нас есть комната, где вот-вот может рухнуть потолок как на лошадь, так и на ребенка. Ремонт на базе не делался с 1969 года! Можете представить, как он необходим. Плюс: уже на протяжении 30 лет не покупались седла. Как они до сих пор живые?!
-И как выкручиваетесь?
-Есть люди, которые своих лошадей держат у нас. Они обеспечивают и свое животное, и покупают подкормки, сбрую, щетки для остальных животных.
-На что-то финансирования государства хватает?
-На самое элементарное кормление – овес, сено, перевозку лошадей на соревнования. Всеукраинские соревнования финансируются. Еще хватает нам на зарплату. Минимальную. Получаем даже меньше уборщиц. А ведь какую ответственность за жизнь детей мы несем. Приведу пример: ребенок, никогда не ездивший галопом, вдруг на него перешел Я уже валерьянку собиралась пить. Но все обошлось. Это говорит о чем? О том, что для детей необходимы каски. Группа – десять человек – соответственно нужно десять касок. Приобрести их можно в одном-единственном магазине на всю область. Только дети не могут себе это позволить. Самая обычная каска стоит 300 гривен!
-В конюшне у вас много лошадей. Поголовье обновляется?
-В том-то все и дело, что нет. Новые животные появляются благодаря частникам, которые приобретают лошадей, но сами не катаются. Благодаря им, наши спортсмены имеют возможность выступать на соревнованиях. А в конюшне большинство лошадей – старички.
-Почему так?
-Содержание одной лошади обходится в 200-300 долларов в месяц. Сюда входит питание, уборка и дрессировка. Для здоровой жизни рацион питания должен быть полным – овес, сено, «зеленка» (свежая трава – прим. авт.). Если этого хватает – здорово. Если нет – лошадь начинает болеть. В идеале корма должно быть намного больше, чем у нас есть. Да и вообще, овса и сена недостаточно – желательны подкорки. Раньше все это было. (Я вспоминаю девчонку, которая рассказывала мне о том, как лошади любят яблоки и сахарок). А приобрести лошадь сейчас малореально, потому что стоит она 2 тысячи долларов. И то неподготовленная. А уже тренированное животное обойдется минимум в 5-6 тысяч долларов.
-Сейчас очень модно стало заводить дома не совсем домашних животных. Как относитесь к этому?
-Если человек будет правильно ухаживать за лошадью, тренировать, то ради бога. Но если животное будет стоять, то оно просто пропадет. С лошадью надо работать каждый день.
-Кстати, всегда интересовало, куда деваются старые либо получившие травму лошади?
-Лошадь, получившая травму на соревнованиях, на мясо не идет! Если она восстанавливается, то на ней работают детки. Хотя бывает и что не восстанавливается, тогда
-А вы на базе работаете как долго?
-С прошлого столетия (Смеется). С 1988 года занимаемся и работаем.
-Что-то изменилось, ну кроме финансового положения?
-Детей стало меньше заниматься. Раньше, так был жесткий отбор – на одно место претендовало 5-7 человек. Сейчас мы берем всех желающих
-Что вас держит в конном спорте?
-Любого человека в спорте держит фанатизм. Если идешь на конюшню ради денег, то здесь их не будет. В нашей работе необходимы любовь, фанатизм и желание научить кого-то.
Разговор в маленькой тренерской комнатушке обрывается. Татьяну ждут ученики. Она прощается и спешит на поле, чтобы учить преодолевать барьеры, переходить на галоп и находить общее понимание с лошадью. «Локомотив» продолжает свою размеренную жизнь. Найдется ли достойный спонсор для лошадок или нет, не известно. Но как признается Константин Кирпулянский, наверное, будущее все-таки за частными клубами, которых, кстати, в нашем регионе не мало. «Хорошему частнику нужен хороший результат. И он будет для этого делать все возможное. Еще раз скажу, что рассчитывать полностью на государство нельзя».
Хорошо бы, конечно, чтобы спонсоры отыскивались по щучьему веленью. Только пока так не происходит. Почему-то считается, что вкладывать деньги в конный спорт не очень выгодно. Но как ни странно Донецкая область занимает 7 позицию во всеукраинском рейтинге. Может, и не такое уж неприбыльное дело?!
Московский комсомолец в Донбассе, № 90 от 15.11.2006
Дарья КИЯНИЦА